Спойлеры не просто возможны, они тут кишат, как кишечные паразиты.Спойлеры не просто возможны, они тут кишат, как кишечные паразиты.
Основная моя мысль всей последней трети книги это, что неудивительно, "о боже, только не егерь!". Я избалованный продукт конца XX века, я не слишком-то верю в удачные мезальянсы, особенно в удачные мезальянсы в Британии перед Первой Мировой =_= У Лоуренса ситуация мезальянса смягчается, как ни странно, именно разнополостью пары - леди Чаттерлей, несмотря на все закидоны, дитя своей эпохи, и жена да прилепится к мужу: ей действительно проще примириться с разницей воспитания, ибо женщинам той поры приходилось с теми или иными её аспектами сталкиваться неизбежно, воспитание женское и мужское было слишком разграничено, слишком раздельно, женщина и мужчина - чужаки и terra incognita, так велика ли важность, что они ещё и социально чужи? А Морис и Алек - мужчины, воспитанные мужским миром, мужским социумом, где эсквайр может увлечься поселяночкой, вплоть до осуждаемого обществом брака (какой скандал! вы слышали, слышали?), но не может воспринять слугу, как равного... да чёрт с ним, с равенством, как просто подобного себе! "Он предположил, что слуги состоят из той же плоти и крови, что и они сами, но тетушка громко возразила: «Ну уж нет»". О чём они будут говорить вне постели? О диалоге Платона "Пир"? О Патетической симфонии? Об охоте и крикете? Морис ненавидит крикет... В общем, я не верю, что у них есть будущее, к сожалению, но сам факт самоосознания Мориса, самоопределения, финализации мучительных отношений с Клайвом можно всё-таки счесть вполне счастливым концом. Да и потом - вот-вот начнётся Первая Мировая, противоречия, в общем-то, могут не успеть набрать критическую массу.
Впрочем, книга тем не менее хороша и... честна, что ли. Честна в описании чувств главного героя, я имею в виду. До такой степени, что порой читать становится мучительно, ибо узнаёшь собственные эмоции, препарированные на предметном стекле. И дело отнюдь не в специфике гомосексуальности, сумятица и болезненность первой любви узнаётся независимо от пола её объекта. Я встречал до того высказывания о "Морисе" в ключе "картонные и бесчувственные персонажи", теперь думаю, что этим критикам, видимо, хотелось рейтинговой клубнички, а не романа о кристаллизации характера и чувств. Да кто ж им судья... Надо будет, наверное, экранизацию посмотреть, там отличный кастинг.
И к вопросу о воспитании - дивная фраза из предисловия, в целом очень чуткого и доброжелательного (как же! классик литературы! тут попробуй только процитировать самого Форстера на тему "ублюдков оскар-уайльдовского типа"!), фраза симптоматичная и неизбывная: "В дальнейшем Форстер воспитывался исключительно женщинами, что не могло не сказаться на его сексуальной ориентации". Sapienti sat, так сказать.